В «Книге вымышленных существ» Хорхе Луис Борхес даёт исчерпывающие советы о том, как обращаться с самыми что ни на есть фантастическими тварями: от амбисфены (двуглавой змеи) и ядовитого василиска до минотавра и небесного петуха. Однако мало кто знает, что именно будет, если завести дома, например, кобру или саламандру и затем выбросить их на улицу или продать бродячему цирку. Или же создать совсем новую фантастическую тварь в домашней лаборатории.
Сегодня мы поговорим о понятии прав животных, их реализации, правилах содержания дома диких зверей, а также регулировании создания новых видов.
Дебаты XXI века о правах животных и их защите ведут свою историю от философии Древнего мира. Утверждая, что, в отличие от человека, животные не обладают разумом (логосом), Аристотель в то же время признавал существование священных животных, например, дельфинов. К уважению призывал и математик Пифагор, говоря о том, что человеческие души превращаются в души животных и наоборот. Подобно современным зоозащитникам, некоторые ученики Аристотеля, например, Теофаст, выступали против употребления мяса как проявления несправедливости по отношению к животным.
В средневековой Европе о правах животных говорилось мало, зато они часто выступали в качестве субъектов (!) в судебных процессах. Так, в книге Эдварда Эванса «Уголовное преследование и смертная казнь животных» (1903 год) описывается более двух сотен процессов над различными животными — от петухов до крыс. Удивительно, но казни животных имели место и в XX веке. В 1903 году в Нью-Йорке с помощью электрического тока была прилюдно казнена слониха Топси, в течение трёх лет убившая трёх человек. А в 1963 году в Триполи по решению суда казнили 75 голубей-контрабандистов.
Первый закон о защите животных, включавший положения о защите от жестокого обращения лошадей и овец, был принят в 1635 году. В 1645 году британские колонисты разработали первый подобный кодекс в Северной Америке, в колонии Массачусетского залива. В Англии правительство Оливера Кромвеля (1653–1659) запретило жестокие виды спорта и развлечения с участием животных (петушиные бои, собачьи бои, травлю быков), говоря об обязанности человека «ответственно управлять». Закон был отменён после падения правительства Кромвеля. Схожей позиции придерживались философы Нового времени. Джон Локк (XVII век) и Иммануил Кант (XVIII век) считали достойное отношение к животным прежде всего долгом человека перед самим собой. В то же время Жан-Жак Руссо и Джереми Бентам обосновывали необходимость защиты прав животных их способностью страдать.
Все эти разработки стали предпосылками для формирования прав животных (jus animalium) в Европе и США в начале XIX века. Так, в 1822 году в Англии был принят Акт Мартина (названный в честь предложившего его полковника Ричарда Мартина), провозглашавший преступлением «избиение, оскорбление или жестокое обращение» со скотом. Для имплементации этого документа в 1840 году было создано существующее поныне Королевское общество по предотвращению жестокого обращения с животными (Royal Society for the Prevention of Cruelty to Animals). Жестокое обращение в их понимании включало и вивисекцию — проведение жестоких прижизненных экспериментов над животными. В середине XIX века Декларации о правах животных, а также общества по их защите и предупреждению вивисекции были созданы в некоторых штатах США.
В XX веке движение за права животных стало повсеместным в Европе и Северной Америке. Оно объединило множество тематических направлений: от вегетарианства и веганства до движения противников корриды. Важную идеологическую роль сыграла книга австралийского философа Питера Зингера «Освобождение животных: новая этика обращения с животными», выпущенная в 1975 году. Также как когда-то Джереми Бентам, Зингер утверждает, что право на защиту существа должно основываться на его способности чувствовать боль. Следовательно, по Зингеру, любое животное имеет равные права с человеком. Также он ввёл термин «спесисизм», осуждающий дискриминацию животных из-за отличий от человека.